12 Сентябрь 2018

7 сентября состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались вопросы цифрового образования

7 сентября 2018 г. в 15:30 в здании газеты "Известия" состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались вопросы цифрового образования. Российская школа переходит на цифровые рельсы — в Москве проект «Московская электронная школа» (МЭШ) запущен уже во всех средних учебных заведениях.
Специалисты считают, что на переподготовку учителей потребуется три года. Однако в России не проводилось исследований о безопасности электронной среды для здоровья школьников. Статистика показывает, что в стране в два раза увеличилось количество выпускников школ, страдающих близорукостью в легкой степени, и в 13 раз — в серьезной форме. А в феврале 2017 года в Рейкьявике состоялась Международная конференция «Дети, время экрана и беспроводное излучение», на которой 130 ученых из 26 стран призвали запретить использование беспроводных сетей в учреждениях для детей, из-за того что не установлен безопасный уровень электромагнитных полей радиочастотного диапазона. О плюсах и минусах цифровой школы на круглом столе «Известий» рассказали эксперты и ученые.

«Известия»: Как влияет длительное нахождение у компьютера на здоровье ребенка: его психику, зрение? 
Марина Степанова, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НМИЦ Минздрава России: Использование различных электронных средств увеличивает информационные нагрузки и далеко не безопасно для здоровья детей. Перманентное обновление технических средств, переход на электронные учебники требует научных исследований, которые снизят риски цифрового обучения для здоровья детей. Однако их проведение не имеет никакой государственной поддержки.

«Известия»: Вреден ли Wi-Fi в школах?
Марина Степанова: Никто этого точно не знает и не измеряет. Это новый фактор школьной среды, который воздействует на ребенка в течение всего учебного дня. Если будут измерять, то по предельно допустимым показателям, которые разработаны для взрослых, работающих на производстве. Нужны серьезные исследования, которые позволят регламентировать его воздействие.

«Известия»: Что показывают мировые исследования? 
Марина Степанова: Среди старшеклассников четыре первых места в структуре заболеваемости принадлежат нарушениям сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем, неврологическим и психическим болезням, расстройствам зрения. Затем следуют заболевания желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. К окончанию школы заболевания костно-мышечной системы регистрируются у каждого третьего выпускника. Особенно быстрыми темпами за период школьного обучения возрастает число патологий органов зрения. Так, распространенность близорукости слабой степени с 1-го по 11-й класс увеличивается почти вдвое, а средней и высокой степени — более чем в 13 раз. При этом у 70–75% детей, страдающих этим нарушением, за учебный год зрение ухудшается на 0,5–1,0 диоптрию. Современные классы оборудованы интерактивными досками, и дети в течение учебного дня работают со светящимся экраном. Мы проводили исследования в классе, где используются панельные доски — последнее слово технического оснащения московских школ. Педагог заканчивала рабочий день вся в слезах — это реакция на работу с цифровой доской. Что говорить о детях?

«Известия»: Сколько можно работать с электронными носителями по действующим нормам? 
Марина Степанова: Непрерывно — 15 минут для детей шести лет. Дальше с каждым годом время увеличивается примерно на пять минут. По истечении этого времени необходима перемена учебной деятельности. Ни школа, ни родители не прививают культуру пользования цифровыми средствами, поэтому растет поколение, которое считает, что можно сидеть за компьютером до зайчиков в глазах. Еще чаще, чем компьютер, дети используют наиболее агрессивные для зрения смартфоны.
Людмила Макарова, заведующая лабораторией физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»: Мы больше говорим о педагогической эффективности. А надо думать, какую физиологическую цену заплатит ребенок за пребывание в электронной среде. Никто грамотного ответа дать не может, потому что не проводилось комплексных исследований с участием физиологов, врачей, психологов, педагогов. Все педагогические технологии и методики должны иметь заключение об их безопасности для здоровья ребенка. Электронные учебники уже используются в школах, но физиолого-гигиенического сопровождения этому процессу не предусмотрено. А оно необходимо! Важно дать ответ, есть ли педагогическая эффективность от такого вида обучения, будет ли вред для здоровья, и если будет, то как его избежать. Если высока педагогическая эффективность, необходимо разработать такие регламенты использования технических средств, которые не будут наносить вред ребенку и снизят риски для здоровья.

«Известия»: С чего необходимо начать, чтобы цифровизация школы стала несомненным плюсом в системе образования?
Людмила Макарова: Необходимо изучить, насколько увеличится или уменьшится учебная нагрузка, интенсификация всего учебного процесса, и исследовать, как это скажется на здоровье детей. Нужно поставить вопрос о научных исследованиях влияния всего комплекса факторов в таких школах. Кроме того, в экспериментальных школах необходимо усиливать медицинское сопровождение образовательного процесса. Самое трудное — оценить отдаленный эффект для здоровья.
Марина Степанова: Интенсификация имеет еще большее значение для здоровья, утомления ребенка, чем длительность работы с цифровыми гаджетами. Чтобы минимизировать риски для здоровья детей при массовом переходе к электронному обучению, должно быть физиолого-гигиеническое сопровождение, которое позволит снижать негативные последствия электронного обучения. А они, несомненно, присутствуют, тем более мы имеем дело с растущим организмом.

Полная версия статьи - ссылка