Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании

Краткое описание направления деятельности лаборатории:

Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем: адаптацией детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития, исследованием физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса, комплексной оценкой функционального состояния организма детей, исследованием физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности.

Лаборатория продолжает традиции сектора школьной гигиены, с организации которого и началась история Института в 1944 г. Эти традиции были заложены известными отечественными гигиенистами – профессорами Н.А.Семашко, С.Е. Советовым, А.Г. Цейтлиным, П.М. Ивановским, Л.А. Сыркиным и др. В лаборатории трудились виднейшие специалисты в области школьной гигиены доктор мед. наук, профессор, член-корреспондент РАО М.В. Антропова и член-корреспондент РАО, доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки Л.А. Леонова.

М.В. Антропова одной из первых стала проводить широкие научные исследования в условиях естественного эксперимента. Результаты выполненных под ее руководством работ позволили установить закономерности динамики умственной работоспособности школьников в зависимости от разных факторов. Большой заслугой Меты Васильевны является гигиеническое обоснование условий обучения «шестилеток». Цикл работ М.В. Антроповой посвящен вопросам учебных перегрузок старшеклассников, оценке инновационных методов обучения школьников разных возрастных групп. Широкую известность получили ее работы по определению и стандартизации физического развития детей и подростков. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков на протяжении нескольких десятков лет проводились ею в разных городах и республиках СССР, в Москве и Московской области, а исследования в пос. Глухово Московской области, являлись продолжением наблюдений, начатых в 1879-1885 гг. Ф.Ф. Эрисманом.

Л.А. Леонова являлась основателем новых научных направлений по изучению здоровьесберегающих условий использования ПЭВМ в учебном процессе и формированию профпригодности подростков.

Лаборатория на протяжении всех лет занималась изучением самых актуальных проблем образования – исследованием физиолого-гигиенических основ формирования профессиональной пригодности подростков, гигиенической оценкой внешнего оформления учебников, гигиеническим обоснованием условий обучения школьников малокомплектных сельских школ, сравнительной оценкой различных педагогических систем – развивающего, индивидуально-дифференцированного и традиционного обучения. Лаборатория стояла у самых истоков изучения особенностей использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе школьников и детей дошкольного возраста и их влияния на организм детей. Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке гигиенических требований к организации работы с использованием компьютеров для детей разного возраста. Большинство этих направлений остаются в центре внимания лаборатории и в настоящее время.

Направления исследований:

Сотрудники лаборатории с 2019 г. проводят исследования по трем проектам:

1. «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития».

2. «Подготовка предложений по рациональной организации учебного процесса в начальной, основной и старшей школах».

3. «Повышение профессиональной компетенции педагогов. Разработка on-line курса «Педагогическая физиология».

Заведующий лабораторией: Макарова Людмила Викторовна, канд мед. наук

Сотрудники лаборатории:

Параничева Татьяна Михайловна – канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник
Лукьянец Галина Николаевна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Пушкина Валентина Николаевна – д-р биол. наук, доцент, ведущий аналитик
Макеева Александра Германовна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Лезжова Галина Николаевна – старший научный сотрудник
Орлов Кирилл Викторович – научный сотрудник
Тюрина Елена Владимировна – научный сотрудник
Голландцева Александра Игоревна – научный сотрудник
Шибалова Мария Сергеевна – лаборант
Криволапчук Иван Игоревич – лаборант-исследователь

Контакты: ludmilavm@mail.ru (Макарова Людмила Викторовна)

Наиболее значимые публикации лаборатории:

Научные статьи:

Безруких М.М., Параничева Т.М., Макарова Л.В. Здоровье школьников с ограниченными возможностями здоровья // Нижегородское образование. – 2019. – №3. – С. 11-19.(ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Антропометрические показатели физического развития и пищевого статуса в практике отечественной гигиены // Вопросы питания. – 2019. – №5(88). – С. 6-17. (ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Перспективы унификации оценок физического развития детей дошкольного возраста по антропометрическим показателям // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С.76-85. (ссылка)

Козлов А.И. Связанные с потреблением углеводных продуктов нутрициологические и генетические риски развития ожирения у коренных северян // Вопросы питания. – 2019. – №1(88). – С. 5-16. (ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г. 25-гидроксивитамин D в различных группах населения Севера России // Физиология человека. – 2019. – №5(45). – С. 125-136. (ссылка)

Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С. 25-35. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н Гаджеты и их использование учащимися во внешкольной деятельности // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С.15-24. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Шибалова М.С. Использование электронных средств в режиме дня пятиклассников // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С.23-28. (ссылка)

Макеева А.Г. Влияние вовлеченности школьников в использование цифровых инструментов на характеристики их образа жизни // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С. 29-37. (ссылка)

Макеева А.Г. Роль школьных образовательных программ в формировании культуры питания у детей и подростков // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2019. – №2. – С. 21-25. (ссылка)

Макеева А.Г. Цифровая модель организации обучения школьников основам правильного питания // Нижегородское образование. – 2019. – №3. – С. 69-74. (ссылка)

Kozlov A.I., Vershubsky G.G. Systematic Review on 25-HydroxyvitaminD Levels in Various Populations of the Russian North // Human Physiology. – 2019. – №5(45). – P. 565-575. (ссылка)

Козлов А.И. К истории развития учения о конституции в Западной Европе и США (первая половина XX века) // Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология. – 2018. – №2. – С. 143-152. (ссылка)

Лир Д.Н., Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Пермякова Е.Ю., Отавина М.Л. Избыточная масса тела и ожирение у детей 7-17 лет Северо-Запада РФ и Приуралья // Вестник Московского университета. Серия XXIII Антропология. – 2018. – № 3. DOI: 10.32521/2074-8132.2018.3.055-060 (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Шибалова М.С., Орлов К.В., Курмышова О.А., Потошина Е.В. Показатели артериального давления и пульса у учащихся 15-16 лет московской школы // Новые исследования. – 2018. – №3-4(56). – С.31-38. (ссылка)

Макеева А.Г. Особенности организации и структуры питания подростков-юношей и подростков-девушек 12-15 лет // Новые исследования. – 2018. – №3-4(56). – С. 113-118. (ссылка)

Kozlov A. I. et al. Secular trends in height and pelvic size of Ob Ugrians (Khanty and Mansi) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya XXIII. Antropologiya [Bulletin of Moscow University. Series XXIII. Anthropology]. – 2018. – Vol. 3. – P. 33-40. (ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г. Сывороточный 25-гидроксивитамин D в различных группах населения России, Украины и Беларуси (систематический обзор с элементами мета-анализа // Физиология человека. – 2017. – №6(43). – С. 135-146. (ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Негашева М.А. Связь относительного содержания костной ткани с полиморфизмом гена рецептора витамина D // Физиология человека. – 2017. – №3(43). – С. 96-101. (ссылка)

Козлов А.И., Вершубская Г.Г., Козлова М.А., Рыжаенков В.Г. Влияние «традиционного» и «вестернизированного» распределения продуктов «арктической кухни» на статус питания коренных северян // Этнографическое обозрение. – 2017. – №6. – С. 146-154. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Лезжова Г.Н., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Физическое развитие подростков 14-15 лет Москвы // Новые исследования. – 2017. – №4(53). – С. 111-126. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Влияние компьютерной нагрузки на состояние физиологических функций у детей 7-10 лет // Физиология человека. – 2017. – №2(43). – С.66-73. (ссылка)

Макеева А.Г. Влияние школьной образовательной программы правильного питания на педагогов // Новые исследования. – 2017. – №2(51). – С. 70-77. (ссылка)

Макеева А.Г., Ле-Ван Т. Здоровый образ жизни в московской семье: развитие детско-родительских отношений в совместной проектной деятельности по здоровому питанию // Инспектор. – 2016. – №9. – С. 10-13.

Макеева А.Г. Оценка эффективности использования образовательной программы в области правильного питания // Новые исследования. – 2016. – №2(47). – С. 60-69. (ссылка)

Параничева Т.М. и др. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности // Новые исследования. – 2016. № 4(49). – С. 71-84. (ссылка)

Makeeva A.G. Research of teenagers’nutrition behavior as a first step of developing nutrition educational program // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №8(50) Part 5. – P. 56-58. (ссылка)

Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Крысюк О.Н. Изменение показателей ЭКГ у детей 8-9 лет при работе на компьютере // Новые исследования. – 2015 – №2(43). – С. 55-61. (ссылка)

Параничева Т.М. и др. Возрастные и половые особенности здоровья школьников 11-12 лет г. Москвы // Новые исследования. – 2015. – №2(43). – С. 62-69. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Орлов К.В. Особенности физического развития детей 10-11 лет // Новые исследования. – 2014 – №1(38). С. 31-39. (ссылка)

Параничева Т.М., Бабенкова Е.А., Тюрина Е.В. Возрастные и половые особенности психического здоровья детей 10-11 лет // Новые исследования. – 2013 – №4(37). – С. 115-130. (ссылка)

Параничева Т.М., Тюрина Е.В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. – 2012. – №4(33). – С. 68-78. (ссылка)

Параничева Т.М., Бабенкова Е.А., Тюрина Е.В. Оценка влияния системы обучения на развитие детей 5-7 года жизни // Новые исследования. – 2012 – №1(30). – С. 123-134. (ссылка)

Леонова Л.А., Макарова Л.В. Требования к организации занятий с ПЭВМ в образовательных и дошкольных учреждениях // Гигиенические нормативы. Физические факторы окружающей и производственной среды / И.М. Ахметзянов, С.В. Гребеньков, О.П. Ломов, Л.П. Терентьев, И.В. Петреев. – СПб.: НПО "Профессионал", 2011. – С. 677-685. (ссылка)

Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Влияние работы за компьютером на умственную работоспособность девочек и мальчиков 10 лет // Новые исследования. – 2011. – №4(29). – С. 38-43. (ссылка)

Tyurinа E.V., Paranicheva T.M., Babenkova E.A. Age and sexual features of mental health of children of primary school age // Family health in the ΧII century. Proceedings of the ΧV International Scientifuc Conference 30 April-7 May 2011 Part II Torremolinos. – Spain, 2011.

Леонова Л.А., Каралашвили Е.А., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Физиологические предпосылки успешного взаимодействия ребенка с компьютером // Физиология человека. – 2010. – № 2(36). – С. 67-71. (ссылка)

Леонова Л.А., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В. Л.В.Прокофьева, Савватеева С.С., Тищенко А.Е. Влияние цветового фона компьютерных программ на функциональное состояние организма дошкольников при их работе на компьютере // Физиология человека. – 2009. – № 2(35). – С. 70-75. (ссылка)

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Виды контроля над детьми с отклонениями в состоянии здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – №1. – С.19-23. (ссылка)

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11-13 лет // Физиология человека. – 2006. – №1(32). – С.37-44. (ссылка)

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Параничева Т.М др. Педагогическая физиология: курс лекций / [М. М. Безруких] – М.: Изд-во РУНД, 2006. – 284 с.

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Морфофункциональное и психофизиологическое созревание дошкольников в условиях раннего, систематического обучения // Физиология человека. – 2003. – № 3(29). – С. 41-47. (ссылка)

Лукьянец Г.Н. Сообщение 1. Применение метода кардиоинтервалографии для оценки функционального состояния организма у дошкольников // Новые исследования. – 2002. – №2. – С.90-93. (ссылка)

Леонова Л.А., Лукьянец Г.Н. Возрастные особенности реакции организма детей 5-7 лет на работу с ПЭВМ // Физиология человека. – 2001. № 6(27). – С.23-28. (ссылка)

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Возрастная динамика работоспособности детей и подростков, юношей и девушек // Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000. – С. 259-273.

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. и др. Прогностическая значимость адаптационного потенциала возможности сердечно-сосудистой системы у детей 10-11 лет // Физиология человека, 2000. – №1(26). – С. 56-63.

Леонова Л.А. Работоспособность и здоровье учащихся в связи с их работой на персональных ЭВМ // Физиология развития ребенка / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М., 2000. – С. 274-287.

Учебники:

Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Голубев, Л.В. Макарова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 272 с. ISBN: 978-5-4468-9211-2

Козлов А.И. Гигиена и экология человека. Питание: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / А.И. Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 236 с. ISBN 978-5-534-11680-9 (ссылка)

Козлова М.А., Козлов А.И. Антропология : учебник и практикум для вузов / М. : Издательство Юрайт, 2018. – 319 с. – (Серия : Специалист). ISBN 978-5-534-05121-6 (ссылка)

Учебно-методические пособия и методические рекомендации:

Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Составители: Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М. – М., 2020. (ссылка)

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке / М. : Сфера, 2016. – 96 с. ISBN: 9785994911105 (ссылка)

Бабенкова Е.А. Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты / М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 192 с. ISBN 978-5-98594-406-8 (ссылка)

Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии / Новые стандарты. М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 272 с. ISBN 978-5-98594-452-5 (ссылка)

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Глоссарий здоровья. Новые стандарты / М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 96 с. ISBN 978-5-98594-389-4 (ссылка)

Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты / М. : УЦ «Перспектива», 2012. – 120 с. ISBN: 978-5-98594-388-7 (ссылка)

Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты / М. : УЦ «Перспектива», 2011. – 160 с. ISBN 978-5-98594-326-9 (ссылка)

Бабенкова Е.А. Оздоровительная технология для детей в образовательных учреждениях / М. : УЦ «Перспектива», 2011. – 80 с. ISBN 978-5-98594-328-3 (ссылка)

Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Параничева Т.М. и др. – М. : Эксмо, 2010. – 640 с. ISBN 978-5-699-35040-7 (ссылка)

Безруких М.М., Параничева Т.М. Подготовка к ЕГЭ. Сборник материалов по ЕГЭ для дополнительного чтения. Издание является пособием справочного характера. Предназначено для выпускников, их родителей, абитуриентов, сотрудников сферы образования. ЕГЭ, cдавайся! / М. : ЗАО «Национальная Медиа Группа», 2010. – С. 124-141.

Параничева Т.М. Как подготовить часто болеющего ребенка к школе. Энциклопедия родителей будущего первоклассника / Под редакцией академика РАО М.М. Безруких – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 168 с.

Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми / М. : ООО «Издательство АСТ», 2-е изд, 2007. – 206 с. ISBN 5-17-019715-2

Дошкольник и компьютер: Мед.-гигиен. рекомендации: Учеб.-метод. Пособие / Л.А. Леонова, А.А. Бирюкович, Т.А. Изотова и др.; Рос. акад. образования, Ин-т возраст. физиологии Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Модэк, 2004. – 62 с.

Режим дня младшего школьника: от 6 до 10 лет / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева. – М. : Вентана-Граф, 2004. – 24 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития). ISBN 5-88717-402-1

Параничева Т.М., Дружинина В.Р. Режим дня ребенка-дошкольника. Брошюра для родителей и педагогов. Серия «Школа и здоровье» / М. : Вентана-граф, 2004.

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380 с.

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» / (под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина). – М. : Триада-фарм, 2002. – 117 с. (ссылка)

Леонова Л.А. Компьютер и здоровье ребенка [Текст] / Л.А. Леонова, Л.В. Макарова; Центр образования и здоровья М-ва образования РФ, Ин-т возраст. физиологии РАО. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 13 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития: от 6 до 10 лет). ISBN 5-9252-0122-1

Методические рекомендации «Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях Северных регионов России» / О.И. Артеменко, Т.А. Цехмистренко, Т.М. Параничева, М.В. Голубев [и др.]. – М, 2002. – 216 с.

Методические рекомендации «Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей 4- и 5-летнего возраста» / М.В. Антропова, Т.М. Параничева, Л.М. Кузнецова, Е.В. Тюрина, Н.И. Смирнова [и др.]. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 40 с. (ссылка)

© Институт возрастной физиологии РАО, 2003-2020, www.ivfrao.ru
Написать администратору сайта.