Комплексных исследований процессов адаптации
Лаборатория комплексных исследований процессов адаптации

Краткое описание направления деятельности лаборатории:

Сотрудники лаборатории осуществляют научную деятельность по изучению функционального состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем организма детей и подростков.

Направления исследований:

С 2014 года и до 2019 года включительно в лаборатории проводились исследования по теме: «Функциональное состояние подростков при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности» в рамках проекта: «Физиологическое развитие и состояние здоровья современных детей на разных этапах пубертатного периода».

Системный анализ возрастных и индивидуальных особенностей регуляторного взаимодействия сердечно-сосудистой и эндокринной систем при адаптации к умственной и умеренной физической нагрузкам позволил расширить научные представления об адаптивных возможностях детей подросткового возраста в условиях интеллектуальных нагрузок повышенной интенсивности. Впервые выявлены основные признаки благоприятной и неблагоприятной адаптации сердечно-сосудистой и эндокринной систем на умственную и физическую нагрузки у подростков.

С 2019 года и по настоящее время в лаборатории проводятся исследования по теме: «Функциональное состояние и адаптационные возможности сердечно-сосудистой, автономной нервной и эндокринной систем организма школьников разного возраста при использовании компьютерных технологий обучения» в рамках проекта: «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития».

Проведена комплексная оценка функционального состояния и адаптационных возможностей вегетативной нервной регуляции сердечного ритма, сердечно-сосудистой и эндокринной систем у учащихся 2-х классов при использовании компьютерных технологий обучения. Исследование показало, что большая часть детей данной возрастной группы вполне адекватно реагирует на умеренную стандартную умственную нагрузку при работе с различными цифровыми электронными устройствами, при этом характер краткосрочной адаптации зависит от базового тонуса ВНС, исходного состояния сердечно-сосудистой, эндокринной систем, особенностей психосоматического статуса.

Заведующий лабораторией: Шарапов Алим Насимович, д-р мед. наук

Сотрудники лаборатории:

Сельверова Нелли Бадмаевна – главный аналитик, д-р мед. наук
Грибанов Анатолий Владимирович – главный научный сотрудник, д-р мед. наук
Кмить Галина Васильевна – старший научный сотрудник, канд. биол. наук
Догадкина Светлана Борисовна – старший научный сотрудник, канд. биол. наук
Безобразова Валерия Николаевна – старший научный сотрудник, канд. биол. наук
Рублева Лариса Вячеславовна – старший научный сотрудник, канд. биол. наук
Ермакова Ирина Владимировна – старший научный сотрудник, канд. биол. наук
Соловьева Екатерина Викторовна – научный сотрудник

Контакты: kipa.lab@mail.ru,тел. 8-495-708-36-24

Наиболее значимые публикации лаборатории:

Ермакова И.В., Догадкина С.Б., Рублева Л.В., Кмить Г.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы, автономной нервной регуляции сердечного ритма и эндокринной системы к нагрузкам разного характера у школьников 10-15 лет // Science for Education Today. – 2019. – № 5(9). – С. 3-29.(ссылка)

Адамовская О.Н., Ермакова И.В., Сельверова Н.Б. Особенности вегетативной и гормональной реактивности при умственной деятельности у детей и подростков // Физиология человека. – 2018. – № 5(44). – С. 14-21.(ссылка)

Шарапов А.Н., Догадкина С.Б., Рублева Л.В., Кмить Г.В., Безобразова В.Н. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у 13-летних подростков с разными типами вегетативной нервной регуляции // Физиология человека. 2017. – № 2(43). – С. 31-42.(ссылка)

Ермакова И.В., Сельверова Н.Б., Соколов Е.В. Подростковый возраст: особенности развития сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной систем и адаптации к различным нагрузкам в условиях учебного процесса: Методическое пособие для педагогов и психологов. – М.: ООО «НИИ школьных технологий», 2017. – 32 с. ISBN 978-5-91447-181-8(ссылка)

Ермакова И.В. Личностная и школьная тревожность детей 10-11 лет как детерминанта уровня кортикостероидов // Новые исследования. – 2014. – № 4(41). – C. 18-31.(ссылка)

Ермакова И.В., Бурая Т.И., Сельверова Н.Б. Физическое развитие, компонентный состав тела и уровень ДГЭА у детей 9-15 лет в период полового созревания // Новые исследования. – 2013. – № 1(34). – C. 103-112.(ссылка)

Шарапов А.Н. Нейроэндокринная регуляция вегетативных функций // Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – 2010. – С. 715-761.

Безобразова В.Н., Догадкина С.Б., Пономарева Т.А. Возрастное развитие периферического отдела сердечно-сосудистой системы // Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – 2010. – С. 483-526.

Кмить Г.В., Рублева Л.В., Крысюк (Адамовская) О.Н. Развитие центрального звена системы кровообращения //Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – 2010. – С.437-482

Шарапов А.Н., Безобразова В.Н., Зиненко Е.С., Кмить Г.В. Краткосрочная адаптация сердечно-сосудистой системы детей 5-7 лет к умственной нагрузке // Физиология человека. – 2010. – № 3(36). – С. 74-81.(ссылка)

Ермакова И.В. Изменение глюкокортикоидной функции надпочечников у мальчиков-первоклассников в период адаптации к началу обучения в школе и в течение учебного года // Физиология человека, 2002. – № 1(28). – С. 35-41.

© Институт возрастной физиологии РАО, 2003-2020, www.ivfrao.ru
Написать администратору сайта.